МАОУ "Заветинская НШ-ДС"
посёлок Фурмановка
  • Образовательные стандарты и требования

    Федеральные государственные образовательные стандарты


    Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

    Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
    -        единство образовательного пространства Российской Федерации;
    -        преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

    Каждый стандарт включает 3 вида требований:


     
    1. требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
    2. требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
    3. требования к результатам освоения основных образовательных программ.

    Требования новых ФГОС НОО
    Утвердили новые ФГОС начального общего образования (приказ Минпросвещения от 31.05.2021года № 286). В новые ФГОС НОО внесли много изменений по сравнению со старыми стандартами. Все новшества смотрите ниже.  

    Вариативность
    Новый стандарт НОО требует, чтобы содержание  ООП НОО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования.

    Школа может обеспечить вариативность ООП НОО двумя способами. Первый – в структуре программы НОО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.

    Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать программы. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.

    Планируемые результаты
    В новых ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО – личностные, метапредметные, предметные.

    Предметные результаты

    Новые ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Например, во ФГОС НОО конкретизировали предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ – «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики». 

    Еще сделали уточнение, что школы со статусом федеральных и региональных инновационных площадок вправе самостоятельно определять достижение промежуточных результатов по годам обучения, независимо от содержания примерных ООП.

    Метапредметные и личностные результаты

    Новые ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам.

    Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:
    -         гражданско-патриотическое;
    -         духовно-нравственное;
    -         эстетическое;
    -         физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
    -         трудовое;
    -         экологическое;
    -         ценность научного познания.

    Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
    -         овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
    -         овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
    -         овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.

    В прежних ФГОС личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях.

    Внесены изменения в разделы ООП НОО: пояснительная записка, содержательный раздел, рабочие программы педагогов

    Внесены изменения в структуру рабочей программы воспитания.

    Новые стандарты конкретизируют содержание календарного плана воспитательной работы, который входит в организационный раздел ООП. Он должен содержать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа или в которых она принимает участие.

    Предметные области и предметы

    Новые ФГОС НОО регламентируют перечень обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей.
     
    Учебный план НОО
     
    Предметные области
     
    Учебные предметы (учебные модули)
     
    Русский язык и литературное чтение
     
    Русский язык

    Литературное чтение
     
    Родной язык и литературное чтение на родном языке
     
    Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации

    Литературное чтение на родном языке
     
    Иностранный язык
     
    Иностранный язык
     
    Математика и информатика
     
    Математика
     
    Обществознание и естествознание (Окружающий мир)
     
    Окружающий мир
     
    Основы религиозных культур и светской этики
     
    Основы религиозных культур и светской этики:
     
    • учебный модуль «Основы православной культуры»;
    • учебный модуль «Основы иудейской культуры»;
    • учебный модуль «Основы буддистской культуры»;
    • учебный модуль «Основы исламской культуры»;
    • учебный модуль «Основы религиозных культур народов России»;
    • учебный модуль «Основы светской этики»
    Искусство
     
    Изобразительное искусство

    Музыка
     
    Технология
     
    Технология
     
    Физическая культура
     
    Физическая культура
     



    Объем урочной и внеурочной деятельности

    Изменили объем часов аудиторной нагрузки: уменьшили верхнюю границу. Подробнее смотрите в таблице.
     
    Границы аудиторной нагрузки
     
    Старый ФГОС НОО
     
    Новый ФГОС НОО
     
    Минимум
     
    2904
     
    2954
     
    Максимум
     
    3345
     
    3190
     
    Уменьшили объем внеурочной деятельности на уровне НОО. Теперь вместо 1350 можно запланировать до 1320 часов за четыре года.

    Ученики с ОВЗ
    В разделе «Общие положения» указали, что ФГОС НОО не нужно применять для обучения детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями.

    Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий
    Старый ФГОС таких требований не устанавливал. Теперь новый ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. Это нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом, если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, школа должна обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. И доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами.

    Деление учеников на группы
    Раньше таких норм ФГОС не устанавливал. Новый стандарт НОО разрешают организовать образовательную деятельность при помощи деления на группы. Обучение в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей. Это позволит учителям реализовывать дифференцированный подход.

    Информационно-образовательная среда
    Согласно старым ФГОС у учеников в школьной библиотеке должен быть доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов. Сейчас новые ФГОС определяют, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения.

    Психолого-педагогические условия
    В новых ФГОС требований к психолого-педагогическим условиям стало больше. При этом акцент сделан на социально-психологической адаптации к школе. Также описали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений.

    Повышение квалификации педагогов
    Старые ФГОС четко определяли, что повышать квалификацию педагоги должны не реже чем раз в три года. Новые ФГОС эту норму исключили. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог может проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но указания, как часто он должен это делать, теперь нет.

    Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

    Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

    Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

    Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

    Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»


     



    Информация по введению ФГОС НОО

    Протокол №2 заседания рабочей группы по введению ФГОС-2021 (предметно-развивающая среда)
    Протокол общешкольного родительского собрания по введению обновлённых ФГОС НОО
    Протокол № 1 заседания рабочей группы по введнию ФГОС 0о 11.01.2022

    Дорожная карта по введению обновлённых ФГОС НОО в МАОУ Заветинская НШ-ДС
    Протокол педагогического совета по введению ФГОС НОО от 30.12.2021 года

    Добавьте текст об образовательных стандартах.
    • Все документы
    • Нормативные документы
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Федеральные
    • Локальные нормативные акты

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie